Изумрудная сеть: краткое введение

Организационно-правовые основы Изумрудной сети

Изумрудная сеть [the Emerald Network] — это сеть территорий особого природоохранного значения (ТОПЗ) [Areas of Special Conservation Interest (ASCI’s)], формируемая в рамках Конвенции о сохранении европейской дикой природы и естественной среды обитания (Бернская конвенция) [the Convention on the Conservation of European Wildlife and Natural Habitats (the Bern Convention), русское название Конвенции приведено в официальном переводе, сделанном Советом Европы].

Изумрудная сеть ТОПЗ официально учреждена Резолюцией № 3 (1996) Постоянного комитета [Standing Committee] Бернской конвенции для решения задачи формирования Панъевропейской экологической сети (ПЕЭС), поскольку ТОПЗ представляют собой ключевые территории [Core Areas] ПЕЭС.

Формирование ПЕЭС — первое тематическое направление Панъевропейской стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия [The Pan-European Biological and Landscape Diversity Strategy], в свою очередь представляющей собой вклад Европы в выполнение Конвенции о биологическом разнообразии [The Convention on the Biological Diversity (CBD)].

Таким образом, формирование Изумрудной сети — одно из важнейших направлений деятельности по выполнению в Европе Конвенции о биологическом разнообразии.

Как и большинство международных конвенций и в отличие от законодательства Российской Федерации, Бернская конвенция представляет собой документ так называемого «мягкого права» [soft law]: в ней отсутствуют меры принуждения к выполнению положений Конвенции; многие конкретные положения в рамках Конвенции установлены документами в статусе рекомендаций ПК; Стороны Конвенции могут делать для себя исключения из некоторых её положений. Это позволяет каждой из Сторон участвовать в Конвенции в оптимальном для себя режиме.

Статья 4 Бернской конвенции предусматривает принятие мер по сохранению мест обитания видов флоры и фауны [the habitats of the wild flora and fauna species], особенно занесённых в приложение 1 (строго охраняемые виды растений) и приложение 2 (строго охраняемые виды животных), а также находящихся под угрозой природных местообитаний. Резолюция № 1 (1989) ПК определила основные понятия, связанные с деятельностью по территориальной охране природы в рамках Конвенции. Понятие «место обитания вида (или популяции)» [«habitat of a species (or population of a species)»] определено как абиотические и биотические факторы окружающей среды, естественные или изменённые деятельностью людей, существенные для жизни и воспроизводства особей данного вида (данной популяции), действующие в пределах природного ареала данного вида (данной популяции). Такое определение больше соответствует понятию «среда обитания вида (популяции)», однако практически при выявлении ТОПЗ обычно имеют дело с пространственно ограниченными совокупностями указанных факторов, то есть именно с «местами обитания» соответствующих видов или их популяций.

Понятие «природное местообитание» [«natural habitat»] определяется как «биотоп» [«a biotope»], представляющий собой характерный тип территории или акватории, отличный от других по своим географическим, абиотическим и биотическим особенностям, полностью природный или изменённый человеческой деятельностью. При этом подразумевается, что данный тип территории или акватории имеет самостоятельную природоохранную значимость, а не как место обитания каких-либо конкретных видов. Учитывая, что в русскоязычной литературе одно из значений термина «биотоп» подразумевает однородное по абиотическим условиям пространство, занятое биоценозом, а другие значения термина «биотоп» являются синонимами терминов «местообитание вида» и «стация», здесь уместно употребить термин «природное местообитание».

Таким образом, при выявлении ТОПЗ учитывают две основные группы приоритетных объектов:

  1. места обитания строго охраняемых видов флоры и фауны;
  2. находящиеся под угрозой природные местообитания.

Рекомендация № 16 (1989) ПК определяет ТОПЗ как предназначенные для этого государствами территории, каждая из которых удовлетворяет хотя бы одному из следующих условий:

  1. вносит существенный вклад в выживание находящихся под угрозой видов, эндемичных видов или любых видов, упомянутых в приложениях 1 и 2 к Бернской конвенции;
  2. поддерживает значительное число видов в зоне с высоким видовым разнообразием или важные популяции одного или нескольких видов;
  3. содержит важный или репрезентативный участок находящегося под угрозой типа местообитаний;
  4. содержит выдающийся образец какого-либо особого типа местообитаний или группы различных типов местообитаний;
  5. представляет собой территорию, важную для одного или большего числа мигрирующих видов;
  6. иным образом вносит существенный вклад в достижение целей Конвенции.

Резолюцией № 4 (1996) ПК установлен перечень находящихся под угрозой местообитаний, требующих специальных природоохранных мер (далее — приоритетные местообитания), а Резолюцией № 6 (1998) ПК — перечень видов, требующих специальных мер по охране мест своего обитания (далее — приоритетные виды).

Следует отметить, что в Резолюции № 4 перечислены, разумеется, не конкретные местообитания, а типы природных местообитаний, поименованные, в версии 2010 г., в соответствии с классификацией местообитаний EUNIS.

Перечни видов (редко — подвидов) растений и животных, установленные Резолюцией № 6 (1998), существенно отличаются от перечней строго охраняемых видов растений и животных, установленных собственно Бернской конвенцией. С одной стороны, в Резолюции № 6 (1998) упомянуты только те виды из приложений 1 и 2 к Бернской конвенции, которые, по мнению составителей документа, требуют мер по охране мест своего обитания. С другой стороны, в той же Резолюции упомянуты и некоторые нуждающиеся в территориальной охране виды животных, занесённые в приложение 3 к Бернской конвенции (охраняемые виды животных). Наконец, в целях гармонизации Изумрудной сети и её воплощения в странах Европейского Союза (ЕС) — Сети Natura-2000, в Резолюцию № 6 (1998) внесены виды, хотя и не вошедшие в приложения к Бернской конвенции, но требующие охраны мест своего обитания согласно документам ЕС. В настоящее время используется версия Резолюции № 6, утверждённая ПК в 2011 г.

Согласно Резолюции № 5 (1998) ПК, в Изумрудную сеть может быть включена любая территория, соответствующая критериям Рекомендации № 16 (1989). Таким образом, сформирован пакет документов для формирования Изумрудной сети.

Смысловая целостность Изумрудной сети достигается тем, что критерии, содержащиеся в Рекомендации № 16 (1989), объединены принципом оценки рассматриваемых территорий: все участки Изумрудной сети должны вносить существенный вклад в достижение целей Бернской конвенции. В совокупности участки Изумрудной сети должны составить основу (ключевые территории) ПЕЭС. Методологический подход к охране природы, реализуемый при формировании Изумрудной сети как основы ПЕЭС, состоит в поддержании природного биоразнообразия путём охраны наиболее уязвимых его компонентов.

Поскольку ПЕЭС должная быть сформирована не только в собственно физико-географической Европе, но на всём панъевропейском геополитическом пространстве, то и в План работы Совета Европы по формированию Изумрудной сети на 2011-2020 гг. (Calendar..., 2010) по инициативе российских экспертов внесены мероприятия по формированию Изумрудной сети в Азиатской России, а также в Казахстане и в Средней Азии.

Примерный порядок формирования Изумрудной сети выглядит следующим образом:

  1. Выявление приоритетных видов и приоритетных местообитаний в каждом биогеографическом регионе в стране.
  2. Сбор данных о выявленных приоритетных видах и приоритетных местообитаниях.
  3. Отбор потенциальных ТОПЗ — участков Изумрудной сети и формирование базы данных по выбранным участкам.
  4. Представление национального перечня потенциальных участков Изумрудной сети в ПК.
  5. Утверждение национального перечня потенциальных участков Изумрудной сети на сессии ПК.

Как разъясняет Совет Европы (The Emerald Network., 2009), обязанности Сторон в отношении ТОПЗ фактически сводятся к тому, чтобы уделять им больше внимания. Наиболее важно наличие адекватного природоохранного режима. При этом важен именно режим, а не способ его установления — будь то создание специальной ООПТ или же введение природоохранных норм и мер на иных юридических основаниях, путём применения социально-экономических стимулов и т.п. В ряде случаев система может хорошо работать и без строгих юридических обязательств.



Плодовое и ягодное виноделие и его значение для России / Предлагаемая читателю книга, написанная российским инженером-технологом К.К.Вебером, посвящена исследованию технической и экономической стороны плодово-ягодного виноделия. Рассматриваются особенности ягод и плодов как сырого материала для виноделия. Подробно описывается добывание и заготовление суслПлодовое и ягодное виноделие и его значение для России
Предлагаемая читателю книга, написанная российским инженером-технологом К.К ...
The Wild Flower Key / A guide to over 1,600 wild plants found in Britain and Ireland. Designed for beginners, conservation volunteers and amateur wild flower lovers but also invaluable for professional ecologists. The only field guide that combines comprehensive keys with colour illustrations. The only field guide with vThe Wild Flower Key
A guide to over 1,600 wild plants found in Britain and Ireland. Designed for beginners, conservation volunteers and amateur wild flower lovers but ...
Растительность полуострова Камчатка / На основании многолетних полевых исследований получены новые данные о растительности п-ова Камчатка. Изучены флористический состав и структура растительных сообществ, экологические и географические особенности их распространения. Разработана эколого-фитоценотическая классификация растительности КамчРастительность полуострова Камчатка
На основании многолетних полевых исследований получены новые данные о ...